Учителям

   

  

 

 

 

 

  

Учителям

 

 

Рекомендации психолога учителям

Быть учителем в наше время – подвиг. Искренне хочется облегчить работу преподавателям несколькими психологическими советами.

 

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

 

1. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами педагога. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите правильно организовать работу.

2. На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ребенку предстоит выполнить большое задание, то оно должно предлагаться ему в виде последовательных частей, и педагог периодически должен контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

3. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло — во время занятия попросите его помочь убрать игрушки и т. д. Разрешите этим детям рисовать во время объяснения Вами нового материала. При этом уровень восприятия детей с большой степенью вероятности не изменится или возрастет.

4. Вводите проблемное обучение, давайте творческие, развивающие задания, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена игр и занятий.

5. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ребенка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к детям с СДВГ.

6. Ищите слова поддержки даже в ситуации неуспеха ребенка. Гиперактивный ребенок нуждается в ощущении временности своей несостоятельности и вере взрослых в его возможности. Используйте фразы: «Пока у тебя это не получилось, но если ты потренируешься, то ты справишься с этим заданием», «Я верю в тебя» и т.п.

7.  Прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте.

8. Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить!!!

9. Чтобы отвлечь ребенка, задайте неожиданный вопрос, отреагируйте неожиданным для ребенка образом.

10.  Автоматически, одними и теми же словами повторяйте многократно свою просьбу (нейтральным тоном).

11.  Не настаивайте на том, чтобы ребенок, во что бы то ни стало, приносил извинения.

12.  Не читайте нотаций (ребенок все равно их не услышит).

Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его.

 

Рекомендации классному руководителю по созданию оптимальных условий адаптации обучающихся 5 класса

 

Формировать классный коллектив:

·                     Привлекать к организации внеклассных мероприятий совместно и «звезд», и «пренебрегаемых».

·                     Привлекать к участию всех учащихся класса (каждый должен отвечать за свой участок работы).

·                     Акцентировать внимание класса на успехах каждого, учить радоваться успехам другого человека, формируя эмпатию.

·                     Воспитание нравственных ценностей проводить на реальных ситуациях, используя все негативные моменты в межличностных отношениях (ученик-ученик, ученик-учитель).

·                     У каждого учащегося в классе должны быть постоянные поручения, благодаря чему ребенок будет учиться ответственности, сможет самореализоваться, получить чувство «успеха», а главное, будет чувствовать себя авторитетным помощником классного руководителя.

·                     Внедрять в классную работу элементы самоуправления (создать Совет класса, звенья, редколлегию, культмассовый сектор,…) и раздать полномочия каждому ученику.

Учить ответственности: распределяя обязанности в классе, классный руководитель должен познакомить учащихся с требованиями, которые будет предъявлять к каждому, а также о системе контроля за исполнением поручений и системе поощрения (отметить в стенгазете, грамота, благодарность родителям…).

·                     Вести контроль и предъявлять требования к выполнению поручений.

·                     Требования к выполнению заданий и к каждому ученику должны быть едиными для всех учащихся.

Помнить: в этом возрасте ребенок смотрит на себя и своего одноклассника глазами учителя.

·                     Взять под особый контроль посещаемость.

·                     Вовлекать в классные мероприятия каждого ученика.

Повышать самооценку учащихся, особенно «Пренебрегаемых» и «Изолированных»:

1.                 Создавать ситуацию «успеха»: хвалить при всем классе за исполненное дело, говорить что-либо негативное только с глазу на глаз, говорить позитивно о внешности младшего подростка, сравнивать только с собственными (ребенка) результатами,

2.                 Привлекать к организации и участию в классных мероприятиях,

3.                 Оказывать поддержку, помня о том, что у данных детей высокая тревожность,

4.                 Помогать влиться в коллектив, акцентируя внимание на положительных качествах и невилируя отрицательные,

5.                 Если необходимо дать негативную оценку какой-то деятельности, то обсуждать проблему ребенка с ним наедине, не вынося на всеобщее обсуждение,

6.                 Не сравнивать результаты одного с результатами других, а только с его собственными.

7.                 Поддерживать учащихся склонных к соматическим нарушениям (уходу в болезнь).

8.                 Осуществлять контроль за учащимися с возможными агрессивными проявлениями девиантного поведения. Создавать условия для проявления их потребности к лидерству.

9.                 Создавать условия для проявления способностей и возможностей в совместной деятельности с одноклассниками.

10.            Попробовать провести классное мероприятие совместно с родителями. Организацию мероприятий передать учащимся, контроль за организацией наметить совместно с классом.

 

 

Как сплотить классный коллектив

От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы учителя с классом и формирование личности учащихся. В деле создания дружного коллектива ведущая роль, конечно, принадлежит классному руководителю.

Рекомендации.

*                    Детский коллектив нужно формировать ежедневно, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет учителя, особенно для детей младшего школьного возраста, чрезвычайно велик. 

*                    Запланируйте в плане воспитательной работы с учащимися как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Пусть это будут  создание и осуществление какого-то социально значимого для детей проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив. 

*                    Во время совместных мероприятий организуйте игры (о них можно узнать у школьного психолога или социального педагога). Обязательно проводите классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни. 

*                    На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию с различными людьми. 

*                    Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах. 

*                    Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность. 

*                    Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив.

*Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми: попытаться привлечь их к совместной деятельности класса, найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности, чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

 

 

Рекомендации по успешной адаптации обучающихся 10 класса

Рекомендации классному руководителю:

 

  • контролировать успеваемость и посещаемость;
  • способствовать повышению уровня эмоционального комфорта у обучающихся: проводить беседы, привлекать к групповым творческим занятиям, исследовательской деятельности;
  • обращать внимание на структуру мотивов обучения;
  • способствовать формированию у старшеклассника потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных перспектив;
  • способствовать проведению классных и школьных мероприятий совместно с родителями и детьми;
  • способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии;
  • организовывать совместную работу родителей с педагогом- психологом по проблеме адаптации ребенка;
  • оказывать поддержку обучающимся, которые претендуют на аттестат особого образца, медаль.

 

Рекомендации педагогам:

 

  • важно увидеть, насколько значима для подростка проблема приобретения статуса среди сверстников, вхождения в новый коллектив;
  • необходимо учитывать резкую смену критериев оценки знаний обучающихся, понимать, поддерживать, поощрять;
  • правильно и своевременно реагировать на изменения в самооценке обучающихся, выявлять их причины;
  • видеть в старшекласснике соратника, консультировать, направлять, корректировать;
  • не перегружать интеллектуально, аргументировать требования, мотивировать обучающихся на построение профессионального будущего.


         Рекомендации родителям:

 

  • относиться к детям соответственно их возрасту;
  • способствовать формированию у старшеклассника потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей;
  • оказывать поддержку при формировании у старшеклассника качественного изменения самосознания; системы ценностей, самооценки отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего целостного образа;
  • способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии;
  • не следует умалять важность чувств старших подростков на данном возрастном этапе, им свойственно пере оценивание значимости внутренних психологических проблем, попробуйте помочь, но не используйте фразы типа: «Толи еще будет», «Разве это проблема», «В жизни и не такое бывает»;
  • сохраняйте чувство юмора и оптимизма при общении со старшим подростком.

 

Дата последнего обновления страницы 15.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения